Управление авто, электротранспортом, осуществление грузовых и пассажирских перевозок требует от водителей не только физической выносливости, но также нервной и эмоциональной лабильности. Статическая нагрузка в сочетании с вибрациями при длительной работе приводит к значительному мышечному утомлению, а монотонное выполнение одних и тех же действий и однообразные визуальные стимулы требуют сознательных усилий по поддержанию высокой концентрации внимания, что быстрее истощает нервную систему. Для своевременного предотвращения развития профессиональных заболеваний и подтверждения пригодность к управлению транспортом, существует водительская комиссия.
Нагрузки профессиональных водителей
Длительная гиподинамия с ограниченной подвижностью приводит к ослаблению кровоснабжения мышц и суставов. Сидячее положение препятствует нормальной перистальтике кишечника и кровотоку в нижних конечностях. Повышенной утомляемости способствуют выхлопные газы и пары ГСМ.
Переутомление мышц верхнего плечевого пояса
При управлении транспортом задействуются мышцы плечевого пояса, кистей рук и спины. Ноги водитель использует в меньшей степени. При длительных переездах без возможности сменить положение тела, мышцы могут забиваться и спазмироваться. Постоянная вибрация также оказывает влияние на кисти рук, что сказывается на возможности осуществлять движения мелкой моторики.
Стрессовые нагрузки
Профессия водителя подразумевает работу монотонного характера, которая одновременно требует поддержания высокой концентрации внимания и скорости реакции. Такое сочетание способствует быстрому переутомлению нервной системы, в частности зрительных и двигательных нервных центров головного мозга. Когда оформляется медкнижка, в списке необходимых специалистов в числе прочих присутствуют:
- невролог;
- психиатр;
- нарколог.
Они должны выявить факторы, снижающие концентрацию внимания во время управления транспортом, склонность к изменению восприятия и сознания в ситуациях высокого стресса, длительных физических и психоэмоциональных нагрузок.
Значение прохождения водительской комиссии
Даже если водитель не занимается перевозкой пассажиров, он вынужден взаимодействовать на дороге с другими участниками дорожного движения. Также как оружейная комиссия, медицинское заключение специалистов о допуске к управлению транспортным средством является подтверждением не только профессиональных, сколько индивидуальных психофизических особенностей конкретного человека. Подтверждение: данный водитель не несет потенциальной угрозы окружающим, его эмоции и действия адекватны даже в ситуации высоких нагрузок.